<
Телефон: 8 (495) 777-70-71
Адрес: 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 36, стр. 9
Страницы истории «Динамо». «Завод № 39»

Страницы истории «Динамо». «Завод № 39»
11 октября в Музей истории Московской областной организации Общества «Динамо» поступил необычный ретро экспонат — старинный макет самолета И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый», в просторечии — «Ишак», «Ишачок».
 
Артефакт был подарен Музею подмосковного Общества «Динамо» директором филиала «Ракетно-Космическая Техника» МАИ в г. Химки, кандидатом технических наук, доцентом Алексеем Авдеевым.

– Это наша семейная реликвия, макеты долгое время коллекционировал мой отец, этой модели самолета почти 40 лет. Поскольку экспозицию истории Московской областной организации Общества «Динамо» часто посещают дети и подростки, уверен, что этот старинный экспонат будет им интересен, – сказал директор филиала «Ракетно-Космическая Техника» МАИ в г. Химки, кандидат технических наук, доцент Алексей Авдеев.

Советский одномоторный истребитель-моноплан начала 1930-х годов, создан в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый полет на прототипе был выполнен 30 декабря 1933 года летчиком-испытателем Государственного авиационного завода № 39 (ГАЗ № 39) Валерием Чкаловым.

И-16 один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полете шасси. Самолет имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.

Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года. Большую роль И-16 сыграли при обороне Москвы. Москву прикрывал 6-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны. По состоянию на 10 июля 1941 года в составе 6-го ИАК насчитывалось 783 истребителя, из них 223 экземпляра И-16. Естественно, что количество И-16 в Московской зоне ПВО уменьшалось: на 1 октября здесь имелось 117 «ишачков», в начале декабря уже только 90.

Известен в этот период героический подвиг советского летчика Виктора Талалихина. 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных летчиков РККА произвел таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолет Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне —городской округ Домодедово).

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все опытные самолеты И-16 собирались на Московском авиационном заводе № 39 имени В. Р. Менжинского.
Как же связана история спортивного Общества «Динамо» Московской области с этим авиационным заводом?

… 28 декабря 1930 года Московский областной совет ПСО «Динамо» (с 2007 года — Московская областная организация Общества «Динамо») на основании договора принял на себя шефство по физкультуре и военизации над рабочими и служащими Завода № 39 имени товарища Менжинского, в то время подмосковные динамовцы выступили с инициативой перед Центральным советом «Динамо» о проведении социалистических соревнований по шефству с переходящим кубком.

«Президиум Центрального Совета считает, что МОПСО «Динамо» правильно учитывая значение широкого развертывания физкультурной и военизирующей работы для подготовки СССР к обороне и обеспечению успешности социалистического строительства — нашло верный метод для практического осуществления деректив в части продвижения физической культуры и военизации в массы трудящихся», – говорилось в том документе.
 
Яркий пример сотрудничества Московского областного совета «Динамо» и завода № 39 имени товарища Менжинского был преобразован в большую кампанию по всей стране.

Московская областная организация Общества «Динамо» выражает благодарность семье Авдеевых из Химок за активное участие в создании Музея истории спортивного Общества «Динамо» Московской области.

Московская областная организация ОГО ВФСО «Динамо»
Календарь событий