Учебные самолеты Новосибирского областного совета «Динамо». Новосибирск, 1932 г.
В 1932 г. были динамовские авиасекции и авиашколы появились в Москве, Минске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе (ныне Тбилиси) и Ростове-на-Дону.
Из большого числа желающих учиться авиаделу специальные медицинские комиссии тщательно отбирали тех, кто был пригоден к летной службе.
Занятия в авиасекции «Динамо». 1933 г.
В числе занимающихся в авиашколах были в основном чекисты-динамовцы — сотрудники оперативных и особых отделов. Конечно, пионерам динамовской авиации учеба давалась нелегко. Сочетание ее с повседневной служебной работой оставляло на сон не более 4-5 часов в сутки.
Большую помощь в организации динамовских авиасекций и школ оказывало командование военно-воздушных сил округов. При их содействии подбирались опытные инструкторы, создавалась и укреплялась материальная база.
Количество самолетов в авиасекциях-школах росло также за счет приобретенных на собственные деньги энтузиастов-динамовцев. После шестимесячного курса обучения курсанты школ приступали к практическим занятиям.
Первый учебный полет курсантов ленинградской авиашколы состоялся 6 апреля 1932 г. Его совершил Л.Ф. Дмитриев на самолете У-2. К июню 1933 г., т.е. через полтора года после создания в Ленинграде динамовской авиашколы, ее курсанты совершили свыше 4000 учебных полетов и перелет Ленинград—Псков-Ленинград на семи самолетах (пять У-2 и два Р-5).
На Украине успехи динамовской авиации были еще более значительны. В Киеве, после того как он стал столицей Украины, на основе бывшей харьковской авиасекции появился мощный динамовский аэроклуб с хорошим авиационным хозяйством.
Учебный самолет Р-5 авиашколы МПСО «Динамо». Москва, 1933 г.
Динамовская авиация имела три профиля: учебный — для обучения летному делу членов «Динамо», тренировочный — для регулярной тренировки обученных летчиков и поддержания их летной квалификации, и спортивный — для подготовки высококвалифицированного летного состава из числа обученных членов «Динамо», имеющих высокие достижения в технике пилотажа и способных к выполнению задач спортивной авиации.
Авиасекциями и авиашколами «Динамо» были подготовлены сотни пилотов, совершавших самостоятельные полеты, а лучшие из них принимали участие в перелетах на значительные расстояния.
Создатель и руководитель динамовской авиации на Украине чекист Я.Письменный и его ближайшие соратники Н.Ворончук и К.Семенов были организаторами и участниками наиболее дальних спортивных перелетов, осуществленных динамовцами. Среди них надо назвать прежде всего перелет в 1933 г. Харьков—Сочи—Харьков протяженностью 1650 км, а также перелет в 1935 г. по Украине протяженностью 2400 км, маршрут которого проходил по всем областным центрам республики. Этот перелет имел большое агитационно-пропагандистское значение для развития спортивной авиации. Памятным был и перелет в 1936 г. по маршруту Киев—Воронеж—Пенза-Куйбышев—Актюбинск—Казалинск—Ташкент—Сталинабад—Гарм—Хорог (Памир) общей протяженностью 6000 км. Он был посвящен пятилетию динамовской авиации Украины и осуществлен на трех самолетах Р-5.
Командир звена Письменный и ведомые им пилоты Ворончук и Семенов были удостоены орденов Красной Звезды, а механики награждены ценными подарками.
Динамовцы овладевали также искусством парашютного дела, но с созданием широкой сети аэроклубов ОСОАВИАХИМа необходимость в существовании динамовской авиации отпала.
Источник: «Энциклопедия «Динамо», Москва, 2003 г.
Фото: Центральный музей Общества «Динамо»