7 марта 1931 года ВСФК при ЦИК СССР утвердил положение о комплексе «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). А уже в следующем году была введена 2-я ступень комплекса с более высокими требованиями, включавшими лыжный переход на 50 км, прыжок с парашютом и др. В 1934 году была утверждена ступень комплекса для учащихся школ – «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).
20 ноября 1939 года советское правительство утвердило новый, усовершенствованный комплекс ГТО, который был заменен лишь 1 марта 1972 года комплексом, разработанным Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР совместно с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Комплекс ГТО стал основой советской системы физического воспитания и эффективно способствовал развитию физкультуры и спорта. Не единицы, а сотни ведущих спортсменов начинали свой спортивный путь со сдачи норм ГТО.
Динамовцы традиционно были впереди по качеству организации работы, направленной на подготовку и сдачу норм ГТО, ежегодно перевыполняя обязательства по подготовке значкистов ГТО.
Центральным советом «Динамо» по своей инициативе были выпущены облигации ГТО, посвящённые 10-летию «Динамо» и 5-летию Всесоюзной спартакиады. Облигации бесплатно могли получить динамовцы, сдавшие не менее двух практических норм ГТО или все нормы полностью. Было установлено 5000 выигрышей, в том числе 2 автомобиля, 2 мотоцикла, 100 велосипедов, 10 лодок, малокалиберные винтовки, охотничьи ружья, лыжи, коньки с ботинками и др. По условиям тиража, если на облигацию падал выигрыш, а её держатель не сдал все нормы комплекса, он лишался права на получение выигрыша.
Динамовцы первыми в стране организовали и провели на местах и всесоюзные соревнования по многоборью ГТО.
О большой активности динамовцев в массовой подготовке и сдаче норм комплекса ГТО свидетельствует ряд статей и отзывов руководителей ВСФК и, в частности приводимый ниже текст открытого письма крымских динамовцев, опубликованного в динамовской многотиражной печати: «К 1 ноября 1932 года из общего числа руководящего состава „Динамо“ и начсостава органов и войск ОГПУ по Крыму полностью сдали нормы ГТО – 60%. На рубеже окончания первой пятилетки и вступления во вторую пятилетку руководящий состав Крымской динамовской организации обязуется к десятилетию „Динамо“ сдать нормы ГТО на 100%».
Агитвелопробег Армянского ПСО «Динамо» по пропаганде комплекса ГТО. Возглавляет колонну велосипедистов А. Громов. Армения, 1931 год
Подлинная массовость подготовки и сдачи норм комплекса ГТО в стране и его значимость подтверждаются в их оценке Маршалом Советского Союза К. К. Рокоссовским: «Я вспоминаю красивые и прекрасные тридцатые годы, когда миллионы людей после работы шли на стадионы и спортплощадки сдавать нормы на значок ГТО. Этот маленький значок я могу смело сравнить с орденом, физкультурным орденом страны, кавалеры кото- рого становились богатырями по силе и духу, маленький значок был символом мужества и доблести» («Спортсмены внутренних войск». М.: издание Политуправления внутренних войск МВД СССР. 1983, с. 4).
В войсковых спортивных коллективах комплекс ГТО в дальнейшем был заменён на ВСК – военный спортивный комплекс.
В 30-е годы, когда в стране создавалась автомобильная и авиационная промышленность, динамовцы первыми выдвинули лозунг «Даёшь мотор!» и начали осваивать новую технику в созданных ими автомотосекциях и автошколах. Динамовские авиа-школы стали предтечей авиаклубов Общества содействия обо- роне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим).
Первые динамовские авиашколы появились в 1931 году почти одновременно в Харькове и Ленинграде. В течение года изначально малочисленные авиасекции значительно окрепли. Энтузиастычекисты на практике доказали, что лётное дело можно освоить без отрыва от исполнения своих основных служебных обязанностей. Их опыт был учтён Центральным советом «Динамо», и перед крупными организациями общества была по- ставлена задача организовать авиасекции-школы и создать дина- мовскую авиацию на местах.
В 1932 году были созданы авиасекции и авиашколы в Москве, а также в Минске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе (ныне Тбилиси) и Ростове-на-Дону. Из большого числа желающих учиться авиаделу специальные медицинские комиссии тщательно отбирали тех, кто был пригоден к летной службе.
В числе занимающихся в авиашколах были в основном чекисты-динамовцы – сотрудники оперативных и особых отделов. Конечно, пионерам динамовской авиации учёба давалась нелегко. Сочетание её с повседневной служебной работой оставляло на сон не более 4–5 часов в сутки.
Большую помощь организации динамовских авиасекций и школ оказывало командование военно-воздушных сил округов. При их содействии подбирались опытные инструкторы, создавалась и укреплялась материальная база. Количество самолётов в авиасекциях-школах росло также за счёт приобретённых на собственные деньги энтузиастов-динамовцев.
После шестимесячного курса обучения курсанты школ приступали к практическим занятиям. Первый учебный полёт курсантов Ленинградской авиашколы состоялся 6 апреля 1932 года. Его совершил Л. Ф. Дмитриев на самолёте У-2. К июню 1933 года, т. е. через полтора года после создания в Ленинграде динамовской авиашколы, её курсанты совершили свыше 4000 учебных полётов и перелёт Ленинград – Псков – Ленинград на семи самолётах (пять У-2 и два Р-5).
На Украине успехи динамовской авиации были ещё более значительны. В Киеве, после того как он стал столицей Украины, на основе бывшей харьковской авиасекции появился мощный динамовский аэроклуб с хорошим авиационным хозяйством.
Динамовская авиация имела три профиля: учебный – для обучения лётному делу членов «Динамо», тренировочный – для регулярной тренировки обученных летчиков, поддержания их лётной квалификации, и спортивный – для подготовки высококвалифицированного летного состава из числа обученных членов «Динамо», имеющих высокие достижения в технике пилотажа и способных к выполнению задач спортивной авиации.
Авиасекциями и школами «Динамо» были подготовлены сотни пилотов, совершавших самостоятельные полеты, а лучшие из них принимали участие в перелетах на значительные расстояния.
Создатель и руководитель динамовской авиации на Украине Я. Письменный и его ближайшие соратники Н. Ворончук и К. Семенов были организаторами и участниками наиболее дальних спортивных перелётов, осуществленных динамовцами. Среди них надо назвать прежде всего перелёт в 1933 году Харьков – Сочи – Харьков протяжённостью 1650 км, а также перелёт в 1935 году вокруг Украины протяжённостью 2400 км, маршрут которого проходил по всем областным центрам республики. Этот перелёт имел большое агитационно-пропагандистское значение для раз- вития спортивной авиации. Памятным был и перелёт в 1936 году по маршруту Киев – Воронеж – Пенза – Куйбышев – Актюбинск – Казалинск – Ташкент – Сталинабад – Гарм – Хорог (Памир) об- щей протяжённостью 6000 км. Он был посвящён пятилетию динамовской авиации Украины и осуществлён на трёх самолётах Р-5. Командир звена Письменный и ведомые им пилоты Ворончук и Семёнов были удостоены ордена Красной Звезды, а механики награждены ценными подарками.
Динамовцы овладевали также искусством парашютного дела. Но с созданием широкой сети аэроклубов Осоавиахима необходимость в существовании динамовской авиации отпала.
Архивные документы свидетельствуют, что кроме указанных секций и школ в некоторых организациях «Динамо» существовали ещё и школы танкистов. Например, в приказе полномочного представителя ОГПУ в Ленинградском округе по первому выпуску танкистов-чекистов говорится, что первыми выпускниками такой школы были динамовцы И. И. Сейдин, Г. Ф. Пожаров, М. И. Клей- ман, А. И. Коц, В. М. Швецов, А. И. Калашников, М. В. Орешников, А. М. Рывкин, Г. К. Толь, А. Г. Куприянов, Н. А. Лебедев, И. В. Ар- мосов, А. М. Гермаш, В. И. Жуйков, Л. С. Штенберг, М. Я. Лаврентьев, А. Ф. Цуканов и Г. Крускоп.
Организованные динамовцами в 30-х годах шлюпочные переходы, дальние заплывы, лыжные, конные, вело- и автомотопробеги, авиаперелеты, различные эстафеты имели огромное агитационно-пропагандистское значение и демонстрировали высокие качества физической подготовки, закалки, выносливости и мужества их участников-динамовцев. Эти мероприятия, сопровождавшиеся в пути множеством встреч с местным населением, приобщали новые многотысячные группы советских людей к физической культуре и спорту и одновременно имели большое воен- но-патриотическое и общественно-политическое значение.
Наиболее сложными по выполнению и значительными по их итогам были шлюпочные переходы Смоленск – Севастополь, Астрахань – Москва, велопробеги Тифлис – Москва, Красноводск – Ташкент, Одесса – Владивосток, велопробег вокруг границ Советского Союза, лыжные переходы Магадан – Хабаровск, Ангарск (Байкал) – Мурманск, конные пробеги на Дальнем Востоке.